Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Котласский муниципальный округ

Архангельской области

Сегодня, 9 февраля, вся страна отмечает 100-летний Юбилей Гражданской авиации России - праздник покорителей неба

  • 9 февраля 2023


    Хотя пассажирские воздушные перевозки зародились в стране еще в 1910 году, но именно 9 февраля 1923 года в России официально появилась гражданская авиация, задачами которой стало — перевозить пассажиров, путешествующих по служебным или личным делам, почту и разного рода грузы. В этот день Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации».

    Первым маршрутом, по которому могли отправиться авиапассажиры, стал «Москва — Нижний Новгород» протяженностью 420 километров.

    В 1932 году в СССР утвердили специальный флаг гражданской авиации, ввели форменную одежду и знаки различия для персонала. В этом же году новая отрасль получила имя, известное и по сей день, — «Аэрофлот».

    В годы Великой Отечественной войны летчики «Аэрофлота» выполняли особо важные полёты не только по стране, но и к линии фронта, в тыл врага и за границу.

    После войны международное воздушное сообщение стало активно расширяться. Появились новые более совершенные самолеты: Ил-12 и Ил-14, в 1956 году на внутренние и международные линии вышел первый в мире реактивный самолёт Ту-104, а через год совершил полёт турбовинтовой самолёт Ил-18.

    В конце 1950-х годов прошел испытания и начал регулярные полёты самый большой в то время лайнер Ту-114, который позже был заменён на дальних трассах новым отечественным самолётом Ил-62.

    В Котласе гражданская авиация стала зарождаться с 30-ых годов прошлого столетия.

    Из воспоминаний экс-пилота первого класса (командира-инструктора) Александра Михайловича Колмогорцева, его заметка вышла в газете «Вечерний Котлас» 9 февраля 2018 года, когда гражданская авиация России отмечала 95-летний Юбилей.

    «Котлас с 30-х годов прошлого века до 2004-го был городом авиационным. Еще в 1966 году Котласская отдельная авиаэскадрилья была преобразована в 300-й летный отряд. Особенно бурное развитие авиация в Котласе переживала в 70-80-е годы. В тот период жизнь авиаотряда кипела - где только не летали и не работали котласские экипажи! В летнее время из аэропорта Котлас в сутки отправлялось более тысячи пассажиров, а количество самолетовылетов доходило до полутора сотен.

    Кроме перевозки пассажиров, груза и почты, выполнялось много других видов работ: обслуживание геологов, газовиков, нефтяников. В 1971 году наш авиаотряд получил новые турбореактивные самолеты Як40, которые позволили связать Котлас прямыми рейсами с Москвой и Ленинградом, Поволжьем и Уралом, Архангельском и Мурманском. На Як-40 выполнялись и специальные вылеты. Так, вспоминаю работы с академическим институтом ИЗМИРАН по изучению северных сияний в 1977 году. Базируясь в Мурманске, мы по ночам летали над нейтральными водами Баренцева моря, а натовские самолеты кружили вокруг нас. Дважды эти перехватчики становились к нам крыло в крыло. Вот это был адреналин!

    Котласский авиаотряд выполнял огромный объем работы, поскольку был масштабнее, чем в Великом Новгороде, Пскове, Мурманске, Петрозаводске. В пору расцвета у нас было четыре авиаэскадрильи: эскадрилья Як-40, вертолетная и две Ан-2. Только летного состава в те времена было около 250 человек. В 1989 году нам доверили проводить эксплуатационные испытания нового вертолета В-3 «Сокол» польского производства. До конца задачу выполнить не получилось, но наши ребята вместе с польским летным составом тушили лесные пожары на этих вертолетах в Испании.

    Но за всеми делами и достижениями стоят люди. Много их прошло через летный отряд.

    В первую очередь это руководители авиаотряда Ю. А. Юркин и В. Б. Романов. Они вложили много сил, знаний, энергии в становление и развитие. Успешно руководили летным отрядом в разное время А. 3. Щербина, А. Ф. Жегалин, А. Ф. Клевакин, В. М. Валяев. Немалый вклад в развитие авиационно-технической базы внесли ее руководительБ. В. Медведев, инженернотехнический состав: А. В. Голочалов, С. М. Иванов, Ю. А. Топаев, В. И. Дыкин, В. С. Цывунин, В. И. Круминыи, П. А. Сухановский, П. Г. Корнелюк, Ф. В. Веселков, А. Н. Голышев, инженеры и техники старшего поколения. Нельзя не вспомнить начальников наземных служб И. И. Смущенко и Ю. А. Смирнова.

    В авиаэскадрилье Як-40 было немало отличных пилотов и бортмехаников. Это ее первый командир А. А. Беседин. Большие заслуги в подготовке летного состава принадлежат Б. П. Заудалову. Их дело продолжил В. А. Тюряпин, он первым осваивал международные полеты. Высоким мастерством отличились командиры ВС М. М. Сидоров, В. И. Муратов, В. И. Белов, А. А. Агалаков, В. М. Абросимов, Н. П. Лебедь, Н. С. Клепицкий, В. Ю. Горбунов, бортмеханики Л. Я. Соколов, Л. Т. Маркевич, Н. И. Коломинов, В. Н. Саватеев, М. И. Киршин, Г. В. Андреев.

    Большой вклад в общее дело внесли первый командир вертолетной эскадрильи Анатолий Иванович Большаков, Б. И. Петров, Л. Н. Виноградов, В. И Цехместрук, В. В. Недашковский, А. С. Евсиков, Р. Т. Эргашев, Н. В. Марасанов, А. И. Григорьев, В. С. Сергеев, А. Ф. Сергеев, В. И. Дураков и другие. В эскадрильях Ан-2 большие заслуги имели В. В. Докшин и А. Н. Кашников.

    Трудовыми успехами отличались Н. Л. Лахтионов, П. А Кравченко, В. А. Токарев, С. В. Чумаков, В. Е. Беликов, В. С. Чекалин. В деле подготовки летного состава следует отметить А. А. Дубового, штурманов В. Ф. Бережного, А. П. Черных, В. И. Ершова, С. П. Петрова и В. Н. Семеновича. Много сил и здоровья вложили в сохранение авиаотряда В. В. Дмитриев, С. А. Ощепков, А. Н. Мишанов».

    Всех причастных мы от всей души поздравляем с праздником! Благодарим за высочайший профессионализм, преданность избранному делу, за беспримерную ответственность и выдержку, за душу, которую вы вкладываете в свою работу!

    Крепкого вам здоровья, счастья, семейного благополучия, уверенности в будущем, новых высот, ясного неба и летной погоды!
    1JAqlUvPblg.jpg




Возврат к списку